вторник, 13 марта 2018 г.

Литературная встреча «Мой первый друг, мой друг бесценный»


В Центральной городской библиотеке имени А.С. Пушкина 7 марта состоялась литературная встреча «Мой первый друг, мой друг бесценный», на которой были подведены итоги Международного творческого конкурса эссе «Есть в мире сердце, где живу я». Организаторами конкурса выступила образовательная организация высшего профессионального образования «Горловский институт иностранных языков» город Горловка Донецкой Народной Республики при поддержке фонда «Русский мир». 37 школьников и студентов из образовательных учреждений города Черногорска приняли участие в городском этапе, и 5 работ вышли в лидеры. Работы победителей были отправлены в Горловку для дальнейшего участия в Международном творческом конкурсе эссе.
Поздравляем участников конкурса с призовыми, победными местами. 2 место в номинации «Учащаяся молодежь» заняла Валиуллина Алина учащаяся 9 класса Лицея имени А.Н. Баженова, 3 место в этой же номинации получила Николаева Алина, студентка Черногорского техникума торговли и сервиса. В трех номинациях молодежь Хакасии заняли призовые – первые места, это: номинация «Преданный читатель А.С. Пушкина» - Капустин Данил, учащийся 7 класса школы №5; номинация «Творчество А.С. Пушкина глазами поколения XXI века» - Купер Илья, студент Черногорского горно-строительного техникума и в номинации «Мир сказок А.С. Пушкина – мой мир» - Соловьева Дарья, учащаяся 8 класса Лицея имени А.Н. Баженова.
Поздравляем всех участников и победителей Международного творческого конкурса эссе «Есть в мире сердце, где живу я».






Работы участников Международного творческого конкурса эссе «Есть в мире сердце, где живу я»


                      Информация об участнике:
Капустин Данил – учащийся 7 класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» г. Черногорск

Педагог-наставник:
Бердникова Юлия Олеговна – педагог организатор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» г. Черногорск


«Пока душа не обезумела и Пушкин в ней - душа жива»
Для меня творчество Пушкина - это олицетворение самого детства, беззаботных школьных лет. Как часто мы, бывало, заслушивались волшебными историями о Царе Салтане, рыбаке и рыбке, Мертвой царевне и семи богатырях. Как терпеливо и усердно учили стихотворения «Я помню чудное мгновенье...» и «Мороз и солнце день чудесный...», заданных нам по школьной программе.
Пушкин для меня воплощение русского слова и русской поэзии. В своем творчестве он передал всё многообразие широкой русской души, красоты природы и времён года. Его творчество богато разнообразием образов, чувств и мыслей. И ребёнок, и взрослый может найти что-то близкое для себя в его лирике или прозе.
Так же стоит отметить, что А.С. Пушкин, человек открытый и дружелюбный немало места в своих произведениях уделил своим товарищам, дружбе и родным местам, воздвигнув тем самым им «нерукотворные памятники» и увековечив их в веках. Патриотично воспевает он свою Родину, вспоминая немаловажные для России исторические события в произведениях «Борис Годунов», «Полтава», «Медный Всадник». Несомненно, для России и для меня творчество А.С. Пушкина есть больше, чем просто стихотворения, больше чем зарифмованные в нужном порядке слова. Произведения великого «гения чистой красоты» олицетворение духовной жизни страны, мирового значения.
Творчество Пушкина меня поражает не только богатством глубиной идей и образов, мастерством художественной формы, но и многообразием жанров.
Стихотворения, поэмы, повести, сказки - множество великих произведений подарил людям этот талантливый волшебник и художник пера.
Нет ни одного человека, который бы не знал строчек: «У лукоморья дуб зелёный...», «Я помню чудное мгновенье...», «Мороз и солнце день чудесный...» - все они известны каждому и каждый с радостью и не без удовольствия продекламирует эти зарифмованные строчки, ставшие народным достоянием.
Особенно по душе мне его элегии и стихотворения о ценностях свободе и любовная лирика. Оба эти направления столь душевны и чувственны, пропитаны эмоциональностью и вдохновением, строкам стихотворений громко и восторженно вторит мое сердце. Признания в любви поэта полны искренности и всепоглощающей нежности, они искренни, в них таится небывалое, неземное волшебство, пленяющее своей простотой и сложностью одновременно. Любовь в его стихотворениях невинна и чиста, высока и полна нравственных идеалов.
Пушкин - это истинный образец гения, Творца. О Пушкине можно говорить много и, наверное, бесконечно. Я считаю, что маленькая частичка этого великого поэта живёт в каждом преданном читателе. А значит, в мире существуют сотни, тысячи и миллионы Пушкиных вот уже полтора века. И каждый год рождаются новые Пушкины - ведь человек индивидуален. Творчество Пушкина все народы мира должны хранить и уважать, ведь именно он пример для подражания в поэзии, ведь именно он есть в наших сердцах, и он никогда не «потускнеет», он всегда будет. Пушкин сумел выразить те чувства, которые неизменно остаются в человеке, в какое бы время он ни жил. Дружба. Любовь. Счастье. Свобода. Все это вечно. Человек всегда будет к этому стремиться. Для меня Пушкин — прекрасен. Он великий русский мудрец.



                      Информация об участнике:
Купер Илья – студент группы 3-ГЭМ-17
ГБПОУ РХ «Черногорский горно-строительный техникум»

Педагог-наставник:
Луферчик Ангелина Станиславовна – преподаватель литературы ГБПОУ РХ «Черногорский горно-строительный техникум»

«Пером, как шпагой он разит»
(Личные впечатления от прочтения произведений
Александра Пушкина)
Я не люблю Пушкина... Сказал я себе... Пытался убедить и вспомнил: детский сад... Взволнованная девочка в нарядном платьице звенела колокольчиком:
Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару...

И перед глазами калейдоскоп картинок: мой дружок Пашка в костюме попа, потешный вихрастый мальчишка в образе Балды, и речетативом льются слова стихотворной сказки, такой милой теплой, как детсадовской детство... Я улыбаюсь. Улыбаюсь и говорю себе: я не люблю Пушкина. И всплывает в памяти начальная школа: строгая пожилая учительница, рассказывающая об Александре Сергеевиче Пушкина (она не признает, что мэтра называют, опуская отчество) проникновенно с увлажнившимися глазами:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

И полились мысли-чувства! Нам дали задание, написать эссе. Я себе сказал: «Я не люблю Пушкина!» Просто на улице теплая осень и я хочу гулять, хочу поиграть в любимую интернетовскую игру. И я пытался себя убедить, что Пушкин никак не вписывается в мое мировидение. И сразу, как пазлы стали складываться картинки-квадратики. Задание на уроке литературы: выучить любое стихотворение Александра Пушкина. И так сезонно легли строчки на мое настроение:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса...

И учится и думается, и тоскуется тихо так, спокойно и приватно в глубине души о том, что жил когда-то вначале озорной мальчишка, кудрявый, шальной, умный и дерзкий. Он писал, как жил. И жил, захлебываясь чувствами и строками. Саша Пушкин. Александр Пушкин. Александр Сергеевич Пушкин... Взрослеющий юноша, затем неугодный правительству мужчина и гражданин. И стыдненько мне стало. Нет, стыдно за мои мысли! Пушкин - это то, что вечно в России! И захотелось перечитать стихи цикла Болдинской осени. И вспомнилась мне уникальная история этих стихотворений. Мистическая, волнующая и в то же время простая житейская. Одним словом, судьба! Вернее, изгибы капризной судьбы! Помолвка с любимой девушкой, которая вошла в историю не как будущая жена гения, а как одна из самых красивых женщин России, денежные затруднения, недоразумения с властью. И вынужденная поездка в имение Болдино. Золотоголосый Пушкин не был практичным хозяином, и имение не процветало. Вместо запланированной недели, Пушкин из-за эпидемии холеры задержался на неопределенное время. Слуги от страха разбежались. Остался только верный и очень старый слуга, который Сашеньку еще младенцем качал на руках. Не боятся только глупцы! И, обладая неземным воображением, страдая от вынужденного заточения и одиночества, Пушкин создавал поистине грандиозные шедевры, через многие лета чарующе нашептывающие нам строки:
Чертог сиял. Гремели хором
Певцы при звуке флейт и лир.
Царица голосом и взором
Свой пышный оживляла пир;
Сердца неслись к ее престолу,
Но вдруг над чашей золотой
Она задумалась и долу
Поникла дивною главой...

Хотел бы я повторить свои слова-мысли: я не люблю Пушкина и не могу, потому что перед глазами самая загадочная женщина Клеопатра, умная, надменная и пресытившаяся царица. Она скучает. Все богатство мира возле ее ног. И то, что она предложила своим подданным и отталкивает, и притягивает. И хочется вновь и вновь перечитывать эти красивые строки. Умопомрачительно красивые:
Рекла - и ужас всех объемлет,
И страстью дрогнули сердца.
Она смущенный ропот внемлет
С холодной дерзостью лица,
И взор презрительный обводит
Кругом поклонников своих...

И что-то расхотелось дерзить на тему «Люблю - не люблю Пушкина», а захотелось перечитать то произведение, которое я так поверхностно изучал в школе.
Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть.
Онегин был, по мненью многих
(Судей решительных и строгих)
Ученый малый, но педант...

Роман «Евгений Онегин». И, забыв о своих делах, которые теперь показались почему-то такими второстепенными, я стал читать о молодом Онегине, который искал себя в том времени, которое не выбирал. Мы все не выбираем, мы попадаем во временной отрезок. И живем, растем, взрослеем, думаем, совершенствуемся или духовно нищаем, летаем от счастья или падаем от предательства и разочарования. Я молод. Молод Онегин. Я - парень. Онегин - молодой мужчина. Мы разные. Мы такие похожие. Мы оба задаем вопросы, мучаемся смыслом жизни, размышляем и любим. А такие уж мы разные?! Онегин, взращенный французскими гувернерами и я, студент горно-строительного техникума, воспитанный мамой-одиночкой?! А еще мы - молодые и думающие, с планами, целями и амбициями! И мы живем вопреки законам гравитации: мы хотим восхищаться, дышать полной грудью, забыть о скуке, мечтать и осуществлять эти мечты! И это нас объединяет! И я восхищаюсь Пушкиным!..



Информация об участнике:
Николаева Алина – студентка группы №21
ГБПОУ РХ «Черногорский техникум торговли и сервиса»

Педагог-наставник:
Писклова Лариса Геннадьевна – преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ РХ «Черногорский техникум торговли и сервиса»

«Пушкин - человек эпоха»
Эпоха - это длительный период, выделяющийся по каким - либо характерным явлениям, событиям. Можно ли это отнести к А.С. Пушкину? Думаю, да. Между мной и этим великим поэтом пропасть длиною в 200 лет, но даже спустя столько времени, живя в разных эпохах мне выпала возможность познакомиться с его творчеством.
Пушкин является достоянием нашей страны. Невозможно представить русскую литературу без Александра Сергеевича. Это поэт с большой буквы, известный и почитаемый не только в России, но и зарубежом. Его творчество проходит через всю нашу жизнь. Детство - это сказки, рассказы, стихи.
Моими любимыми сказками была «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке». Все его сказки волшебны и поучительны, в них много добра и мудрости. Как говорят: «Сказка ложь, да в ней намек добрым молодцам урок.
Школьные, студенческие годы - лирика, романы, эссе. Лично для меня Пушкин - это самый великий поэт. Для меня выпала большая честь изучать его творчество. Мною было прочитано большое количество его произведений. Но особенно меня потрясла его романтическая поэма «Цыганы».
Для того чтобы ее написать Александр Сергеевич провел несколько дней в цыганском таборе.
В ней автор затронул актуальные темы: свобода, любовь. Цыгане - отдаленный народ от государства, правления, суеты. Они сами себе хозяева, живут по своим законам и делают лишь то, что велит им сердце. Поэма читается с необычайно легкостью, но оставляет глубокий след в сердце.
Мне нравится каждый раз открывать для себя нового Пушкина. Что значит открывать? Это значит постигать мир его идей, замыслов, образов, соотносить это со своим внутренним миром, со своими чувствами, со своими мыслями.
И этот процесс бесконечен. Это происходит не случайно, с появлением моего жизненного опыта видоизменяется взаимосвязь между мной и поэтом. Да и сам поэт предстает разнопланово: психологом, беззаботным весельчаком, чутким другом, пылким влюбленным. А.С. Пушкин - вечноживущее явление, потому что каждая эпоха пытается найти в его творчестве что - то новое для себя. И всегда находит.
До сих пор интересны сюжеты и проблемы, которые затрагиваются в пушкинских произведениях. Да, времена меняются, а нравственные ценности - любовь, дружба, благородство остаются без изменения. И сегодня многому можно поучиться у Пушкина в сфере человеческих отношений, взаимоотношений с друзьями, между мужчиной и женщиной.
Меня особенно потрясло светлое, трепетное чувство любви к женщине, которое испытывал сам поэт и которое так воспел в стихотворении.Я вас любил безмолвно, безнадежно,То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренне, так нежно...

Читаешь эти строки, и хочется, чтобы тебя также трепетно любили. Пушкинские произведения представляют не только литературный интерес, но и исторический. И это действительно так, прочитав роман «Евгений Онегин» узнаешь о жизни крестьян, помещиков, столичной знати, что было тогда модно, чем они развлекались, чем интересовались современники поэта. А между строк проскальзывает сам Пушкин: будучи в лицее; его друзья; первая любовь; исторические события; картины природы.
Я с полным правом назвала бы Пушкина живописцем своего края. Он побывал в разных уголках России. Как он широко, полно и поэтично показал картины окружающего мира. С какой любовью и очарованием он писал о русской природе?
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса...

Это об осени. А как он пишет о зиме?
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Как легко и ярко, сказочно! Каждый раз, перечитывая строки любимого поэта, думаешь, как просто и ярко льется стих. У Пушкина была какая - то волшебная власть над словом, непревзойденное владение литературным языком. Он, как умелый мастер « лепил» свой слог и рифму.
Любовное отношение к русскому слову, к родному языку помогли поэту создать удивительные строки, которые стали шедеврами мировой литературы. Ему мы обязаны таким великолепием и богатством языка, на котором говорим сейчас.
Достойно уважения стремление поэта как можно больше узнать об истории России, о своей семье, о своих предках. Для меня эта мысль актуальна, хотя была высказана Пушкиным 200 лет назад:
« Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно...», так как человек должен знать свои корни и гордиться, что является частью нашей страны Россия. И сразу же вспоминаются пушкинские строки: « Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!».
«Он победил и время, и пространство», писала о А.С. Пушкине А.А. Ахматова. Пушкин был и является золотом русской поэзии. Ни один поэт не сможет соперничать с ним. Пройдет еще 1000 лет и люди, все также будут любить, и почитать его творчество. И, я верю, что мы доживем до времени, когда про Пушкина ни скажут: «ни человек эпоха», а «человек вечность!». Ведь столь великий поэт, отдавший всю свою жизнь литературе, этого заслуживает!».


Информация об участнике:
Соловьева Дарья – учащаяся 8 класса
МБОУ «Лицей имени А.Н. Баженова» г. Черногорск

Педагог-наставник:
Фирсова Валентина Григорьевна – учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей имени А.Н. Баженова» г. Черногорск

«Я в сказку попадаю и мечтаю...»
Александр Сергеевич Пушкин известный русский писатель. Он написал множество стихотворений, поэм и сказок. О его творчестве знают во всём мире. И каждый, кто прикоснулся к страницам его произведений, попадает в неведомый мир мечтаний и грез, а может, в суровый век, в тот час, когда решается судьба России, или окунается в волшебство, наблюдает за героями и сам участвует во все событиях.
Я бы хотела поделиться впечатлениями после прочтения одного из произведений великого поэта "Руслан и Людмила", а именно о прологе "У лукоморья дуб зелёный...".
Читая это произведение, я перенеслась в мир сказки, очутилась около того самого дуба с золотой цепью, с опаской наблюдая за происходящим.
«.. .Русалка на ветвях сидит...», «... Колдун несёт богатыря...»
Казалось бы, одна строка, а сколько ней смысла, какой яркий образ мы видим! Наше воображение рисует продолжение картины, и ты уже участник, который старается помочь, предостеречь, подсказать!
Или строки: «... Там ступа с Бабою-Ягой…»
Можно представить образ Бабы-Яги: горбатая старуха с крючковатым носом, которая так и ждёт, чтобы кто-нибудь зашёл к ней на ужин.
Я думаю, что произведение "Руслан и Людмила" Пушкин начал неслучайно с пролога, он сознательно готовит нас, читателей, погрузиться в мир сказки, раскрывает сущность персонажей и готовит к событиям, о которых мы даже не могли себе представить.
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей

Читатель видит разных необычных, никогда не существовавших зверей. Это могут быть абсолютно разные звери, например: олень с золотыми рогами. Список таких животных может продолжать очень долго, ведь их количество зависит только от фантазии читателя.
В данном произведении волка показывают не отрицательным персонажем, как это обычно бывает, а положительным, и мы проникаемся симпатией к серому, так как он служит царевне, заточённой в темнице, а может, царевна - это я, ведь она так на меня похожа:
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;

Также в произведении показываются не только сказочные, но и русско - народные образы. Об этих образах рассказано в конце произведения:
Там русский дух
Там Русью пахнет

Эти образы мне представлялись русскими богатырями, русскими народными песнями, русскими полями и лесами.
В заключительных строках произведения автор говорит о себе:
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил...

И веришь, что и автор действительно был там, и ты сам присутствовал, выглядывая из-за дуба, и, понимаешь, что это не мир, придуманный автором, а существующий и поныне остров с могучим и сказочным дубом, островок мечтаний и волшебства.



Информация об участнике:
Валиуллина Алина – учащаяся 9 класса
МБОУ «Лицей имени А.Н. Баженова» г. Черногорск

Педагог-наставник:
Гилязтдинова Дина Васильевна – учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей имени А.Н. Баженова» г. Черногорск

«Пушкин вечен»
Есть имена, как солнце! Имена –
Как музыка! Как яблоня в расцвете!
Я говорю о Пушкине: поэте,
Действительном в любые времена!
Игорь Северянин

Пушкин... «Великое солнце поэзии...», «Пушкин - наше всё», «Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет» - слышу голос учителя литературы и мыслями уношусь в ту эпоху, которую принято называть «золотым веком русской поэзии».
Пушкин велик. Я думаю, что величие Пушкина не только в стихах. Пушкин привлекает как личность. Вновь и вновь листая страницы биографии великого поэта, открываешь для себя что-то новое. Невольно оказываешься в той эпохе: чувствуешь пристальный взгляд императора за жизнью поэта; пребываешь в Михайловском, ощущая пушкинское одиночество в заточении; ступаешь по парадным залам гостиных, в которых поэт вальсировал с красавицей-женой; до мурашек на теле и в душе испытываешь негодование из-за анонимок Дантеса, погубивших чуткого и вспыльчивого поэта.
Творчество А.С. Пушкина нам знакомо с раннего детства. Наряду с народными сказками в нашу жизнь вошли пушкинские. Росли мы, и рос в нас Пушкин. И что удивительно, как только мы открываем новую страницу в его жизни, мы пропитываемся атмосферой того времени, проживаем чудесные минуты и часы в той эпохе. Каждое стихотворение Пушкина - от его сюжета и идеи до лексики и интонации - пронизано духом того времени. А ведь такое случается не всегда: не каждый поэт или писатель несет нам свою эпоху в том масштабе, в котором это свойственно было Пушкину.
Пушкин гениален. О чем бы ни писал А.С. Пушкин - о любви, свободе, поэзии, дружбе - мы видим век. Век Пушкина, противоречивый - карающий и ласкающий, низвергающий и возвышающий, век пышных балов и опальных поэтов:
«Нет, я не льстец, когда царю
Хвалу свободную слагаю...»

«Пред ней задумчиво стою,
Свести очей с нее нет силы...»
«Театр уж полон; ложи блещут»

«Партнер и кресла - все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит...»

Чем жили люди той поры, чем жил сам поэт, во что верили, на что надеялись - все это в поэзии Пушкина. В его стихотворениях - мысли и чаяния века. Не случайно Игорь Северянин писал: «Дантес убил мысль русскую эпохи...»
Действительно, вынести свой век за пределы хронологических рамок сможет только гений. Пушкин - человек-эпоха - вышел за рамки века, в котором ему было суждено жить. Вышел за рамки своего творчества. Парадокс, но он влился и в нашу жизнь, жизнь подростков 21 века. А ведь это не просто: стать своим для нас, живущих гаджетами и общающихся посредством коротких CMC.
«Он победил и время, и пространство», - слышу голос учителя литературы и понимаю: Пушкин - человек-эпоха, Пушкин - вечность.

Комментариев нет:

Отправить комментарий